Психология заикания


Проблему заикания невозможно рассматривать без комплексного и всестороннего подхода, объединяющего области логопедии, неврологии, психологии, психиатрии и психотерапии. Именно роли психологии и психотерапии в преодолении заикания и посвящается эта статья. Любой специалист при работе с пациентом должен учитывать психологию контакта, психологические аспекты взаимодействия людей с заиканием с окружающими их людьми, поведенческие и психоаналитические предпосылки заикания, как системного невроза.

В пользу данного подхода выступают результаты проводимого опроса (исключающего возможность одному и тому же пользователю дважды отвечать на вопрос). Вопрос звучал следующим образом: «Пожалуйста, если Вы заикаетесь, ответьте на следующий вопрос: Заикаетесь ли Вы "наедине с собой" (при размышлении или чтении вслух, при разговоре с животными, в ситуациях, когда никто из людей вас не может услышать) ?».

Результаты получились следующими:

• Да, также как и всегда – 36 голосов (5,11%)
• Значительно меньше – 176 голосов (25%)
• Нет, не заикаюсь – 482 голоса (68,47%)
• Затрудняюсь ответить – 10 голосов (1,42%)

Причём результаты опроса, проводимого на англоязычной аудитории полностью коррелируют с вышеприведенными.

Этот факт является неоспоримым, многие специалисты его знают, однако в литературе, на наш взгляд, он не получил должного отображения и развития. Практически, во многих учебниках и монографиях по заиканию нет даже упоминания об этом… Работая со взрослыми пациентами с проблемой заикания мы спрашивали– «Ранее, при обращении к специалистам, задавался ли вам вопрос относительно заикания в ситуации «наедине с собой»? Ни один пациент не ответил утвердительно! Причём данные иностранной литературы также скудны по поводу этого факта. Изучив более ста иностранных научных статей, посвящённых проблеме заикания, только в публикациях кафедры психологии Северо-Ирландского Университета я нашел упоминание о том, что «некоторые заикающиеся не испытывают проблемы с речью вне общения»…

Почему это происходит? Возможно, из-за недостаточного понимания глубинных механизмов заикания и невозможности дать правильное объяснение этому факту. Ведь что значит, что подавляющее большинство людей с заиканием не испытывает проблемы с речью «наедине с собой» или при разговоре с животными? Это свидетельствует в первую очередь о том, что заикание является невротическим защитным механизмом в процессе психологического контакта. И каждый подобный защитный механизм обладает своей собственной невротической защитой направленной против преодоления проблемы. Большинство людей с заиканием в своей проблеме видят только верхушку айсберга, абсолютно игнорируя подводную, подсознательную часть. Многие люди с заиканием на приёме говорят о том, что у них проблема только с заиканием, а психологически они чувствуют себя прекрасно – при этом объективно можно наблюдать признаки сильнейшей тревоги: пациент находится в напряжении, смотрит в сторону, дыхание неровное, пульс сильно учащён, тело зажато. Но пациент всё равно будет утверждать, что психологически он чувствует себя нормально. Отчасти он прав – состояние хронического стресса при общении стало для него нормой уже давно и сейчас он даже не в состоянии представить себе, как это - чувствовать себя спокойно и расслаблено в момент беседы, контакта с другим человеком.

Многие специалисты сталкивались в своей практике с проблемой «возврата заикания», когда плодотворная и целенаправленная работа приводила к преодолению заикания, пациент начинал свободно общаться не только на группе, но и в жизненных ситуациях.… Однако, через некоторое время (когда пациент, поверив в окончательное преодоление заикание, уже перестал посещать занятия и логопедическую группу), несмотря на ранее достигнутый эффект все возвращается «на круги своя», и пациент вновь предстаёт на пороге кабинета с тем же самым заиканием, с которым пришёл впервые… Это свидетельствует о том, что проблема заикания, действительно, имеет глубокие психологические корни и вовлекает всю личность человека, его характерологические и личностные особенности, требующие в первую очередь системного подхода…

Что происходит, когда человек с заиканием включается в систему взаимоотношений с другими людьми, и в этой системе, директивно и беспрекословно, снимаются его защитные психологические барьеры? Правильно, заикание тут же проходит. Гипноз, Кашпировский, Дубровский, тренинги EST, религиозные секты, колдуны и маги, бабушки-гадалки – любое директивное включение человека в мощную, подавляющую его индивидуальные защитные реакции систему приводит к редуцированию заикания, как будто его и не было. Однако, стоит пациенту выйти из этой системы, вернуться домой - в привычную среду психологических взаимоотношений и контактов, как через 2-3 недели заикание возвращается на место. Психоаналитически, этот феномен объясняется родительским трансфертом - переносом на директивную систему глубинных детских ожиданий родительской поддержки. Тренер, гипнотизёр, группа, секта становятся при этом любящим и принимающим родителем, у пациента практически сразу появляется базовое чувство безопасности, ощущение спокойствия и расслабленности, чувство, что его принимают и поддерживают и заикание исчезает.… Но только на момент нахождения пациента в директивной системе.

Окружающий мир предоставляет для него слишком много свободы, слишком много ответственности, слишком много опасностей и по возвращению в этот мир (выходу из системы) пациент снова прибегает к старым защитным механизмам (заиканию).

Приведу пример с пациенткой, у которой заикание быстро и полностью прошло после телесеанса Кашпировского. Однако, через 2 месяца, после прочтения разоблачительной статьи о Кашпировском заикание также резко вернулось. Глубинное, подсознательное доверие к системе – будь то окружающая пациента реальность или директивная система находится в основе базового чувства безопасности, которое в свою очередь обуславливает спокойное и расслабленное существование и взаимодействие человека с окружающим…

Вопрос, как развить у пациента это базовое чувство безопасности, вызвать доверие к окружающему миру? Вопрос больше психотерапевтический, и именно он решает основную проблему заикания. У большинства детей, по мере взросления и накопления опыта чувство безопасности и доверия к миру развивается само, поэтому взрослых с заиканием намного меньше, чем детей. Ребёнку многое может дать родительская поддержка, поэтому специалисту важно уделить особое внимание общению с родителями маленького пациента, постараться понять и выявить дефицит родительской поддержки у ребёнка с заиканием…

Популярные статьи:


загрузка...


Похожие статьи: